Ведомство ввело запрет на регистрацию медикаментов с похожими названиями, но разным лечебным действием. 17 ноября вступает в силу приказ Минздрава, согласно которому регистрация лекарств со схожим названием, но разным составом и действием запрещается. Это правило будет распространяться как на новые препараты, так и на медикаменты, которые уже есть на рынке, но нуждаются в повторной регистрации. Эксперты говорят, что сейчас схожих по названию медикаментов так много, что в них путаются даже врачи и фармацевты. Это приводит к врачебным ошибкам, иногда — со смертельным исходом.
До сих пор единственным документом, регламентирующим выбор наименований лекарств, являлись методические рекомендации, утвержденные в 2005 году Минздравом РФ. Как сообщили «Известиям» в ведомстве, со вступлением в силу приказа эти рекомендации становятся обязательными. Главная цель — не допустить путаницы медикаментов из-за их созвучного названия. Например, сейчас в аптеках продаются витамины для детей «Пиковит» и капли от насморка «Пиновит», детское жаропонижающее «Ибуфен» и лекарство от приливов у женщин «Абьюфен».
Приказ применяется к наименованиям медикаментов, которые будут проходить государственную регистрацию в Минздраве после того, как этот документ вступит в силу. То есть при первичной регистрации медикамента или при вторичной (через пять лет). Если при вторичной регистрации компания предоставляет все необходимые документы и подтверждает безопасность и эффективность лекарства, то она получает бессрочное регистрационное удостоверение.
Ученый секретарь ФГБУ «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Минздрава, автор книги «Торговые наименования лекарственных препаратов» Александр Яворский рассказал «Известиям», что приказ обеспечит выполнение рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Совета Европы по предупреждению медицинских ошибок, связанных с путаницей сходных по написанию торговых наименований лекарств, различных по составу и действию.
— Российская медицинская статистика не ведет учета таких ошибок. Но, например, в США из-за них погибает около 7 тыс. пациентов в год, — рассказал Александр Яворский. Директор НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Давид Мелик-Гусейнов также отметил, что в России нередки случаи, когда из-за путаницы в названиях провизоры в аптеке отпускали больным людям один препарат вместо другого и это приводило к нарушению процесса лечения.
По словам Мелик-Гусейнова, маркетологи создают торговое наименование лекарства, исходя из названия действующего вещества, болезни или способа приема. Хорошим название считается, если оно краткое и легко запоминающееся. Когда компания создает новый бренд для лекарства, применяющегося, например, в кардиологии, то, как правило, анализирует наименования препаратов, которые входят в тот же мини-рынок. А в это время созвучное название может быть, например, у лекарства для терапии онкологии. По мнению Давида Мелик-Гусейнова, приказ Минздрава исключит клинические ошибки, связанные с путаницей названий.
— Нейминг очень важен не только с маркетинговой, но и с клинической точки зрения, ведь врач может перепутать медикаменты. Но Россия — самая богатая в мире страна по количеству обращающихся на рынке лекарств. Мы регистрируем всё, что нам предлагают, нет фильтра по отсеиванию препаратов, которые рынку не нужны. Это многообразие влечет за собой возникновение созвучных названий, ведь алфавит ограничен, — говорит Давид Мелик-Гусейнов.
Руководитель отдела рейтинговых проектов ЦМИ «Фармэксперт» Николай Беспалов считает, что приказ повлияет на оборот лекарств и биологически активных добавок и прикроет лазейку, которой пользуются недобросовестные фармацевтические компании. — Рекламировать рецептурные лекарства нельзя, а безрецептурные и бады — можно. Поэтому производители выпускают разные виды продукции со сходным до степени смешения названием и продвигают рецептурные препараты в СМИ, — объяснил Николай Беспалов.
Также, по его мнению, приказ Минздрава пресечет практику, когда фармацевтические компании умышленно выводят на рынок аналоги известных препаратов с похожими названиями. За счет путаницы они получают высокие продажи без затрат на продвижение. Судебные тяжбы вокруг наименования лекарств идут постоянно. Например, недавно судились компании «ПИК-Фарма» и Zentiva. Одна продавала таблетки от гипертонии «Коронель», а вторая — лекарство от стенокардии «Коронал». Несколько лет выясняют отношения производители «АнтиГриппин» и «Антигриппин Максимум».
Обсуждение